Информационный портал!

Должностные инструкции лаборант клинико диагностической лаборатории

Обращение Председателя Правления НПО СЛМ, профессора Содержащиеся в приказе положения расширяют и конкретизируют должностные обязанности специалистов КДЛ и квалификационные требования к. Вместе с тем в тексте приказа не были учтены особенности, присущие клинико-лабораторной службе, что привело к многочисленным неточностям, двусмысленностям и явным ошибкам, имело неприятные правовые и финансовые последствия для сотрудников КДЛ. Не касаясь формулировок приказа, относящихся к должностям руководителей отделений и лабораторий, можно отметить ряд моментов, имеющих отношение к кадрам клинико-диагностических лабораторий - их должностным обязанностям, необходимым знаниям и квалификационным требованиям. Врач клинической лабораторной диагностики При формулировке должностных обязанностей и необходимых знаний для врачей этого профиля целесообразно принять за основу прошедшие проверку временем положения о врачах - клинических патологах для гармонизации с функциональными обязанностями аналогичных специалистов практически во всех странах мира. В действующем приказе 541н в описании должности врача КЛД имеется ряд принципиальных ошибок и неточностей, которые необходимо учесть исправить: 1. В отношении должностных обязанностей врачей КДЛ сказано, что он «…проводит лабораторные исследования в соответствии со стандартом медицинской помощи». Однако, непонятно, какой именно стандарт или стандарты имеется в виду, и разрешено ли специалистам при необходимости выходить за рамки этих т. К разработке утвержденных МЗСР РФ стандартов диагностики и ведения пациентов при различных нозологиях специалисты КЛД не привлекались, и объем клинико-лабораторных исследований в них очень сильно варьирует - от адекватного уровня до полного отсутствия. Из перечня должных знаний врача КЛД по непонятным причинам был исключен пункт о клиническом значении лабораторных исследований в профилактике, диагностике и мониторинге заболеваний, а из должностных обязанностей врачей КЛД исчезли концептуальные, входящие в обязанности клинических патологов во всем мире, положения о: - консультировании врачей других специальностей по вопросам лабораторной диагностики, рекомендациях по объему и составу лабораторного обследования; - интерпретации результатов лабораторных исследований; - заключениях по данным лабораторного исследования с учетом анамнеза, результатов клинических и дополнительных методов обследования больного. В результате именно врачебный компонент работы полностью выпал из обязанностей специалиста, и тем самым врач КЛД с соответствующим клиническим образованием и специальной последипломной подготовкой низводится до рядового лабораторного исследователя, даже не имеющего права что-либо рекомендовать. Налицо явный шаг назад, который способствует потере клинического мышления и деградации врачей КЛД, и который к тому же абсолютно нелогичен — непонятно, для чего получать полные врачебные знания специалисту, от которого они никогда не потребуются, но тем не менее необходимы при приеме на работу. Неясно, кто должен будет планировать интерпретировать сложные лабораторные исследования и кон-сультировать врачей лечебных подразделений в сложных случаях. Такая ситуация делает невозможной гармонизацию функций медицинских специалистов в РФ врач клинической лабораторной диагностики и ведущих западных странах врач-патолог. КДЛ превращаются в чисто технологические подразделения, а опытные специалисты лишаются права клинических суждений, участия в консилиумах и клинических конференциях. Более того, сам термин «Клиническая лабораторная диагностика» становится некорректным — при следовании положениям приказа 541н в нынешнем виде именно диагностический компонент из работы врачей КЛД выпадает. Эти аспекты мы считаем абсолютно неприемлемыми и настаиваем на их исправлении. Следует включить в необходимые знания для врачей КЛД основы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств, а также методы лекарственного мониторинга, поскольку эти исследования весьма актуальны, выполняются во всех лабораториях мира и все шире используются в РФ. Если будут сохранены отдельные бактериологические лаборатории вне КДЛ в ЛПУ, требуется разработка отдельной квалификационной характеристики должности «Врач-бактериолог» либо «Врач микробиолог-бактериолог». Если же исследования будут проводиться в бактериологических отделах КДЛ, а должность бактериолога предназначается только для специализированных бактериологических лабораторий в органах Роспотребнадзора и планируется издание специального приказа по должностным характеристикам специалистов в этом ведомствето знания и навыки по основам клинико-микробиологических и санитарно-микробиологических исследований необходимо ввести в должностные обязанности врачей КЛД и биологов, поскольку их там нет. Биолог Следует приветствовать важнейший пункт приказа 541н, впервые узаконивающий обязанности биолога в лабораториях и расширяющий список специальностей высшего немедицинского образования, по которым выпускники вузов могут быть приняты на должность биолога для работы в КДЛ. Вместе с тем остались нераскрытыми следующие важные моменты, связанные с работой биологов в КДЛ: 2. Требует пояснения и развития пункт о дополнительном профес-сиональном образовании для биологов, поскольку его вид и продолжительность ни в одном из ныне действующих нормативных документов не упомянуты. Лишь в письме МЗ РФ от 03. В настоящее время медицинские последипломные образовательные учреждения в РФ придерживаются этих положений, но требуется их легитимизация в приказе МЗ РФ, иначе неизбежно дальнейшее возникновение юридических и кадровых коллизий, которые уже имеют место. Остается открытым вопрос о том, выпускники каких вузов немедицинского направления могут приниматься на должность биолога в КДЛ. В настоящий момент, с формальных позиций, педагоги, аграрники, технологи биохимических производств и т. Необходимо уточнить, что одна из специальностей, приведенных в списке приказа 541н, у выпускников с немедицинским образованием должна быть основной. В нынешнем тексте приказа 541н должностные обязанности и не-обходимые знания у биолога и врача КЛД практически по всем позициям совпадают, отличаясь лишь в мелких деталях. С учетом этого непонятна существенная разница в заработной плате биологов и врачей КЛД, отсутствовавшая ранее и введенная в 2008 г. Вопрос может быть снят при восстановлении диагностических, консультационных и организационных обязанностей врачей КЛД в соответствии с п. Из текста приказа выпало положение о необходимости регулярного повышения профессиональной квалификации биологов. Следует исключить ничем не обусловленную дискриминацию биологов в отношении выполнения лабораторных исследований по целевым программам, родовым сертификатам и т. Обозначенные в нормативных документах условия участия специалистов в целевых программах наличие сертификата, высшее медицинское образование разрабатывались без учета особенностей лабораторной службы и не соответствуют реальной ситуации в ней, поскольку в РФ и во всем мире специалисты с немедицинским образованием, в том числе имеющие большой опыт и квалификационные категории, составляют большинство в КДЛ, и аналитические аспекты деятельности биологов полностью соответствуют таковым врачей КЛД. Даже специалисты среднего звена имеют возможность участия в целевых программах и получения соответствующих надбавок к зарплате, а биологи —. Подобная ситуа-ция абсолютно бессмысленна, поскольку ведет к снижению качества и воз-можностей лабораторного обеспечения целевых программ, и должна быть исправлена. Необходимо восстановить возможность аттестации биологов на квалификационные категории, поскольку вышедший в 2011 г. Тем самым значительная часть специалистов КДЛ с высшим профессиональным образованием — биологи, работающие наравне с врачами КЛД — была несправедливо лишена возможности аттестации на категории, хотя среди них имеется много высококвалифицированных опытных специалистов. Медицинский технолог В зарубежных медицинских лабораториях технологи являются основными звеном службы, именно они выполняют подавляющее большинство исследований. Должностные обязанности, необходимые знания и квалификация медицинского технолога в приказе 541н проработаны достаточно хорошо, отражают широкий круг обязанностей по проведению практически всех лабораторных исследований кроме ряда морфологических и ответственности этих специалистов. Вызывает сомнения лишь формулировка «…основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного…» общие слова; непонятно, что имеется в видуее необходимо исключить из текста. Тем самым частично ликвидирована ошибка в приказе МЗСР РФ от 06. Для восстановления справедливости требуется исправление положений упомянутого приказа о заработной плате. К сожалению, в разделе о должностных обязанностях и знаниях лабораторных техников содержится большое количество принципиальных ошибок и неточностей, в частности: 4. В данном разделе нет необходимости перечислять виды исследуемого биологического материала; взамен целесообразно привести выполняемые виды исследований, как у технологов. Следует исключить непонятно как попавшие в текст положения об «…использовании методов исследования геморрагического синдрома…» и обеспечении «точности и надежности исследований», поскольку эти аспекты лежат вне поля компетентности среднего персонала в КДЛ. Требуется также исключить вопиющие неточности в разделе необходимых знаний, в частности, о морфологии «… элементов крови на всех этапах развития от гемоцитобластов таких клеток нет до зрелых форм, паразитов крови непонятно, что имеется в видуосновных клеточных элементов - лейкоцитов, мезотемов таких клеток нет и макрофагов, гонококков, бледной спирохеты, стрептобациллы и трихомонад это не основные клеточные элементыинфекционные заболевания по своему профилю неясно, по какому именно, и что означает - знать инфекционные заболевания и др. В целом материал данного раздела нуждается в существенной переработке, по сути, написании заново, поскольку в настоящем виде он представляет собой не очень упорядоченное перечисление канцелярских, общемедицинских и лабораторных аспектов, по общему объему превышающее раздел для медицинских технологов. Лаборант В зарубежных лабораториях эта должность отсутствует. Основная часть приведенного материала перекликается с разделом о фельдшерах-лаборантах; также встречаются неточности в описании профессиональных и организационных обязанностей специалистов. В целом раздел о лаборантах также нуждается либо в доработке, либо что лучше в удалении вместе с самой должностью лаборанта для исключения дублирования должностных обязанностей. Профессиональная переподготовка средних специалистов, окончивших нелабораторное отделение, может завершаться присвоением квалификации медицинского лабораторного техника, а не лаборанта подобные прецеденты в РФ имеются. Специалистов, занимающих должность лаборанта, имеющих достаточный стаж работы и практический опыт, можно переводить на должность фельдшера-лаборанта или медицинского лабораторного техника; механизм перевода может быть разработан дополнительно. С учетом приведенного материала предлагается скорректированный вариант квалификационных характеристик должностей специалистов КДЛ, которые в большей степени соответствуют положению и возможностям этих специалистов в современной системе медицинской диагностики. Врач клинической лабораторной диагностики Должностные обязанности. Консультирует врачей других специальностей по во-просам лабораторной диагностики; интерпретирует результаты лабораторных исследова-ний; дает рекомендации и делает заключение по лабораторному обследованию с учетом анамнеза, результатов клинических и дополнительных методов обследования больного; осуществляет мероприятия по обеспечению и контролю качества лабораторных исследо-ваний на преаналитическом, аналитическом и постаналитическом этапах; организует ра-бочее место для проведения лабораторных исследований; осваивает новое оборудование и внедряет новые методы лабораторных исследований; проводит лабораторные исследования в соответствии с профилем учреждения здравоохранения и лаборатории; ведет медицинскую документацию в установленном порядке; планирует и анализирует результаты своей работы, готовит отчеты о своей работе; руководит работой среднего и младшего медицинского персонала; соблюдает принципы врачебной этики; проводит санитарно-просветительную работу среди больных их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Должен знать: законы иные нормативные правовые акты Российской Федера-ции, действующие в сфере здравоохранения; основы системы медицинского страхования; современные направления развития медицины, методы диагностики и лечения; морфоло-гию, физиологию, биохимию органов и систем организма; основы патоморфологии, пато-генеза синдромов и заболеваний; клиническое значение лабораторных исследований в профилактике, диагностике и мониторинге заболеваний; организацию деятельности клинических лабораторий; преаналитические и аналитические технологии лабораторных исследований; принципы работы и правила эксплуатации лабораторного оборудования; основы системы управления качеством клинических лабораторных исследований; основы фармакокинетики, фармакодинамики и лекарственного мониторинга по основным лекарственным средствам; правила охраны труда и противопожарной безопасности при работе в клинических лабораториях; основы микробиологии и микробиологических исследований; правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций; правила оказания первой помощи при неотложных состояниях; врачебную этику; основы профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы; основы трудового законодательства; правила внутреннего распорядка. Высшее профессиональное образование по специ-альности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биофизика», «Медицинская биохимия», «Медицинская кибернетика». Проводит лабораторные исследования в соответствии с профилем учреждения здравоохранения и лаборатории; организует рабочее место для проведения лабораторных исследований; осуществляет мероприятия по обеспечению и контролю качества лабораторных исследований на преаналитическом, аналитическом и постаналитическом этапах; осваивает новое оборудование и внедряет новые методы лабо-раторных исследований; ведет медицинскую документацию в установленном порядке; планирует и анализирует результаты своей работы, готовит отчеты о своей работе; руко-водит работой среднего и младшего медицинского персонала; соблюдает принципы деон-тологии. Должен знать: законы иные нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере здравоохранения, организацию и контроль деятельности клинических лабораторий; основы системы медицинского страхования; современные направления развития медицины; морфологию, физиологию, биохимию органов и систем организма; основы патоморфологии, патогенеза синдромов и заболеваний; клиническое значение лабораторных исследований в профилактике, диагностике и мониторинге заболеваний; преаналитические и аналитические технологии лабораторных исследований; принципы работы и правила эксплуатации лабораторного оборудования; методы лекарственного мониторинга по основным лекарственным средствам; основы системы управления качеством клинических лабораторных исследований; основы микробиологии и микробиологических исследований; правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций; правила оказания первой помощи при неотложных состояниях; правила охраны труда и противопожарной безопасности при работе в клинических лабораториях; деонтологию; основы трудового законодательства; правила внутреннего распорядка. Высшее профессиональное образование основная специальность «Биология», «Биохимия», «Биофизика» «Генетика», «Микробиология», «Фармация» академическая квалификация - магистр или специалист и дополнительное профессиональное образование в соответствии с направлением профессиональной дея-тельности без предъявления требований к стажу работы. Медицинский технолог Должностные обязанности. Самостоятельно проводит лабораторные исследова-ния биохимические, гематологические, цитологические, иммунологические, токсиколо-гические, микробиологические, медико-генетические и др. Должен знать: законы иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; типовые патологические процессы в органах и тканях и соответствующие им изменения лабораторных показателей; основы лабораторной диагностики основных патологических состояний; причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; влияние биологических факторов, физической нагрузки, пищи, алкоголя, лекарственных препаратов, медицинских процедур на результаты исследований; организацию и проведение внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; методы забора биоматериала и морфологию исследуемых элементов; современные методы лабораторных исследований; устройство и правила эксплуатации лабораторного оборудования, методы приготовления реактивов для проведения исследований; общие принципы фармакокинетики, фармакодинамики и мониторинга основных лекарственных средств; основы микробиологии, микробиологических и санитарно-бактериологических исследований; режим работы с возбудителями инфекционных заболеваний по профилю работы ; правила дезинфекции отработанного материала; основы общей гигиены и производственной санитарии; основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностических лабораториях; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и противопожарной безопасности. Среднее профессиональное образование повы-шенный уровень по специальности "Лабораторная диагностика" и сертификат специали-ста по специальности "Лабораторная диагностика", "Гистология", "Лабораторное дело", "Судебно-медицинская экспертиза" без предъявления требований к стажу работы. Фельдшер-лаборант медицинский лабораторный техник Должностные обязанности. Самостоятельно проводит лабораторное исследование биологического материала химическое, макро- и микроскопическое и др. Должен знать: законы иные нормативные правовые акты Российской Федера-ции, действующие в сфере здравоохранения; методы забора биологического материала и морфологию исследуемых элементов, правила эксплуатации лабораторной аппаратуры, методы приготовления реактивов для проведения исследований; общие причины возник-новения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторных исследований; методы дезинфекции отработанного биоматериала; основы общей гигиены и производственной санитарии; основы микробиологии и микробиологических исследований; основные правила делопроизводства в клинико-диагностических лабораториях; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и противопожарной безопасности. Среднее профессиональное образование по специ-альности «Лабораторная диагностика» и сертификат специалиста по специальности «Ла-бораторная диагностика», «Гистология», «Лабораторное дело», «Судебно-медицинская экспертиза» без предъявления требований к стажу работы. РАМЛД готова к тесному сотрудничеству и предлагает помощь экспертов и опытных специалистов КДЛ в разработке и редактировании нормативных документов, относящихся к деятельности клинико-лабораторной службы в РФ. Ответное письмо из МЗ РФ на аналитическую записку "О необходимости модернизации нормативных документов относящихся к кадровому обеспечению лабораторной службы в РФ" Уважаемый Дмитрий Борисович! Департамент образования и кадровых ресурсов рассмотрел Ваше совместное с председателем Правления Общероссийской общественной организации Научно-практическое общество специалистов лабораторной медицины Меньшиковым обращение по вопросу кадрового обеспечения лабораторной службы системы здравоохранения. В настоящее время подготовлен проект новой редакции раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23. Предложенные Вами квалификационные характеристики должностей «врач клинической лабораторной диагностики», «биолог», «медицинский технолог», «фельдшер-лаборант медицинский лабораторный техник » будут включены в новую редакцию указанного документа. Предлагаем Вам ознакомиться с проектами Национальных стандартов по лабораторной диагностике. Подробности в нашем репортаже. Завершил работу Научно-практический Форум «Национальные дни лабораторной медицины России-2013». Программа Форума включала Научно-практическую конференцию и специализированную выставку оборудования «Интерлабдиагностика-2013». Об итогах работы Форума в нашем сегодняшнем репортаже. Приглашаем Вас 21 мая 2013г. Совсем недавно состоялось заседание Московского отделения «Научно-практического общества специалистов лабораторной медицины». О том, какие вопросы были рассмотрены, читайте в нашем репортаже. Расширяется программа XVII Форума "Национальные дни лабораторной медицины России - 2013", который в этом году состоится 1 - 3 октября в СК "Олимпийский". Форум, в соответствии с приказом Минздрава России от 26.


Коментарии:

    Свидетель в судебном заседании подтвердила, что истица работает врачом-лаборантом, а ни лаборантом полный рабочий день с января 2001 года и по настоящее время, обязанности лаборанта не выполняет, обязанности врача-лаборанта и лаборанта разные, врач готовит сложные реактивы, а лаборант осуществляет забор крови.





© 2003-2016 xn----7sbbfrm2a1bvbh9c2c.xn--p1ai